Почему в прошлом веке у кочевников были популярны русские школы?

Почему в прошлом веке у кочевников были популярны русские школы?

О популярности русских школ в среде кочевого населения говорит следующее. Так, ежегодник Семиреченской области за 1903 год сообщал, что всех русско-туземных школ в области уже насчитывается 21. Одна существовала в селе Большой Токмак для разночинцев - детей торговцев, три в Пишпекском уезде (Сокулукская, Тынаевская и Джумгальская) для обучения кыргызских детей этого уезда. В Токмакской школе к январю 1904 года состояло 54 ученика. Из них 50 мусульман и 4 православных. В Сокулукской школе к январю 1904 года было 30 учеников, но из них только 5 туземцев.
В последующие годы число русско-туземных школ постепенно увеличивалось, что свидетельствовало об их необходимости. В 1896 г. жители многих кыргызских волостей Пишпекского уезда вынесли решение об открытии русско-кыргызских школ за счет кыргызского населения и обратились с такой просьбой к местной царской администрации. В результате в 1897 г. русско-киргизские школа открывается в Токмаке, в 1898 г. в Сокулуке, в 1899 г. в Тынаевской и Джумгальской волостях, в 1900г. в Кетмен-тюбе. В 1911 г. в первые в Кыргызстане были открыты женские русско-туземные школы в Токмаке и Пржевальске. В основном все русско-туземные школы были одноклассными с трехгодичным сроком обучения. Только Токмакская и Пржевальская мужские русско-киргизские школы были двухклассными с пятилетним сроком обучения. 
К 1914 г. на территории Кыргызстана функционировали следующие русско-туземные школы: Таласская, Пишпекская, Токмакская первая, Токмакская вторая, Александровская, Сокулукская, Тынаевская, Каракольская первая, Каракольская вторая, Нарынская, Атбашинская,Сазановская, Покровская, Кетмен-Тюбинская и Ошская. 7 из них имели интернаты. Появилась возможность получать светское образование, правда незначительному числу представителей коренного населения. К 1917 году на территории современного Кыргызстана имелось 17 русско-туземных школ и два интерната при Пишпекском и Пржевальском городских училищах, в которых обучалось около 800 учащихся. Кочевники охотно стали отдавать своих детей в интернаты. Интернаты были открыты при Сокулукской и Тынаевской русско-туземных школах, при Пишпекском и Пржевальском городских училищах, при русско-туземной школе слободки Ат-Баши Пржевальского уезда. Так, в 1905 году в интернаты было помещено 65 детей. В 1906 году были открыты две новые школы с интернатами в городе Пржевальск на 50 учеников и в селе Покровском Пржевальского уезда на 20 учеников.

Следовательно, после 1903 года интернаты можно считать вторым особым этапом развития русской государственной системы начального образования в Кыргызстане, опыт которого впоследствии был учтен и успешно применен большевиками. Появлению государственных учебных заведений более высокого уровня в крае послужила вполне обоснованная причина. Более быстрому расширению сети русско-туземных школ в крае препятствовала нехватка учителей. Единственным в крае учреждением, которое готовило учителей, знающих туземные языки, была Ташкентская учительская семинария. Но она не могла удовлетворить растущую потребность в учителях всего региона. Поэтому в 1904 году при Верненском городском училище были открыты педагогические курсы. Как отмечает Обзор Семиреченской области за 1906 год, «лиц, желающих поступить на эти курсы, было достаточно».

Примечательным фактом было то, что часть молодежи, отличавшиеся даровитостью, продолжали обучение в специальных училищах – гимназиях и даже в высших учебных заведениях Петербурга, Москвы, Казани и др. городов. 

На весь Туркестан похожая гимназия имелась лишь в Ташкенте, позднее они были открыты в Верном, Пишпеке и Аулие-Ате. Что дало начало появлению элементов среднего и средне-специального образования, значимость которого для региона было трудно переоценить. От поступивших на учебу требовалось умение читать и писать по-русски, считать и складывать и вычитать в пределах тысячи. Обязательными предметами были закон Божий, русский, немецкий, французский и латинский языки, словесность, история, этика, география, природоведение, математика, чистописание и другие.

Иногородние гимназисты жили в специальном интернате – киргизском пансионе. Из Пишпека в гимназии училось 15 ребят, в том числе 7 кыргызов. Блестяще учился Кожомурат Сарыкулаков, закончивший гимназию с серебряной медалью. По ходатайству директора гимназии он сначала поступил в Киевский университет, а затем перешел на юридический факультет Казанского университета. Как сыну несостоятельных родителей ему выплачивалась казенная стипендия. Болезнь и революция не дали ему закончить образование. Вернувшись домой, он стал организатором и лидером союза «Букара» (Беднота), но в 1918 г. скоропостижно скончался от болезни. Имена многих выпускников Верненской гимназии впоследствии вошли в отечественную историю. Среди них были Михаил Фрунзе, Мухамеджан Тынышпаев, Ураз Джандосов, Бекходжа Качкынбаев, Абдыкерим Сыдыков и другие. 

По материалам сайта foto.kg;  

Курумбаева Г.Д. (Влияние русско-туземных школ на развитие национальной интеллигенции Кыргызстана в конце XIX – начале XX веков).

 

 

Читайте также:

Поделиться с друзьями:
Комментарии(0):
Комментарии отсутствуют.
Написать комментарий:

Ваше имя:

2 + 2 = ?

Комментарий:

Заполните данные и нажмите отправить